• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чем наше время почти не отличается от советского, так это, наверное, предновогодней суетой.
    Забеги по магазинам за подарками и продуктами для новогоднего стола.
    Только тогда безумные очереди, а сейчас безумные пробки. Да и очереди тоже...
    Наблюдая за снующими по мега-маркетам, развлекательным центрам и торговым городам людьми с коробками, яркими пакетами и супермакетовским полиэтиленом с продуктами, вдруг вспомнил как маленьким я бегал в магазин, сжимая в руке сетку-авоську или холщовую продуктовую сумку, сшитую мамой на швейной машинке...
    Ведь задуматься - тогда в магазин без сумки было приходить практически бесполезно. Пакетов ведь не продавали на кассе. Все купленное пришлось бы нести домой в руках. Вот и носил тогда каждый сетку или сумку в портфеле, "дипломате" или дамской сумочке..

    2. Кстати, интересна история происхождения пресловутой сетки-авоськи.
    Плетеная из веревок сумка, ставшая поразительно популярной в советские времена, была изобретена в Чехии.
    Правда, поначалу их изобретатель Вавржин Крчил, живший в окрестностях городка Ждяр-на-Сазаве на исходе XIX века, выпускал всего лишь бывшие тогда в ходу сеточки для волос.
    А когда спрос на них стал катастрофически падать, сообразительный Вавржин приделал к ним ручки — так и появилась на свет знаменитая сетчатая сумка-сетка.
    Русское название для сетчатой сумки-авоськи придумал в 1930-е годы известный писатель-сатирик Владимир Поляков, но сделал это слово всенародно популярным знаменитый Аркадий Райкин, который во время своих выступлений пять лет спустя произносил монолог примерно такого содержания: «А это вот авоська! Авось-ка я что-нибудь домой в ней принесу...»

    3. Встречались разные виды авосек. Помимо традиционной сетки можно было встретить и подобную - самодельную. Она конечно не умещалась в карман пиджака, зато была более жесткой

    4. Маталлическая сетчатая сумка. Вообще, стоит заметить, что советский гражданин очень часто мог видеть что купил в магазине его сосед благодаря разным вариантом "открытых" сумок

    5. Еще один прозрачный вариант. Кстати, благодаря своей жесткой конструкции, в нем было удобно, например, носить молочную стеклотару в пункт приема.

    6. Тканевая сумка.

    7. И еще один вариант

    8. В такой сумке я носил сдавать бутылки в пункт приема стеклотары. В нее вмещалось бутылок намного больше, чем в любую другую сумку

    9. Редкие полиэтиленовые пакеты. Их берегли как зеницу ока. Со временем от множественных складываний, рисунок становился все более стертым, но пакет все равно не вбрасывали. Мыли, сушили и снова шли в магазин

    10. Тоже вид тары для продуктов. С таким бидончиком я ходил за молоком, квасом, а мужики - за пивом.

    11. Фото людей в очередях с различными сумками...

    Предыдущие 5 выпусков из серии :




    2. Кстати, интересна история происхождения пресловутой сетки-авоськи.
    Плетеная из веревок сумка, ставшая поразительно популярной в советские времена, была изобретена в Чехии.
    Правда, поначалу их изобретатель Вавржин Крчил, живший в окрестностях городка Ждяр-на-Сазаве на исходе XIX века, выпускал всего лишь бывшие тогда в ходу сеточки для волос.
    А когда спрос на них стал катастрофически падать, сообразительный Вавржин приделал к ним ручки - так и появилась на свет знаменитая сетчатая сумка-сетка.
    Русское название для сетчатой сумки-авоськи придумал в 1930-е годы известный писатель-сатирик Владимир Поляков, но сделал это слово всенародно популярным знаменитый Аркадий Райкин, который во время своих выступлений пять лет спустя произносил монолог примерно такого содержания: «А это вот авоська! Авось-ка я что-нибудь домой в ней принесу…»

    3. Встречались разные виды авосек. Помимо традиционной сетки можно было встретить и подобную – самодельную. Она конечно не умещалась в карман пиджака, зато была более жесткой

    4. Маталлическая сетчатая сумка. Вообще, стоит заметить, что советский гражданин очень часто мог видеть что купил в магазине его сосед благодаря разным вариантом “открытых” сумок

    5. Еще один прозрачный вариант. Кстати, благодаря своей жесткой конструкции, в нем было удобно, например, носить молочную стеклотару в пункт приема.

    6. Тканевая сумка.

    7. И еще один вариант

    8. В такой сумке я носил сдавать бутылки в пункт приема стеклотары. В нее вмещалось бутылок намного больше, чем в любую другую сумку

    9. Редкие полиэтиленовые пакеты. Их берегли как зеницу ока. Со временем от множественных складываний, рисунок становился все более стертым, но пакет все равно не вбрасывали. Мыли, сушили и снова шли в магазин

    10. Тоже вид тары для продуктов. С таким бидончиком я ходил за молоком, квасом, а мужики – за пивом.

    Чем наше время почти не отличается от советского, так это, наверное, предновогодней суетой.
    Забеги по магазинам за подарками и продуктами для новогоднего стола.
    Только тогда безумные очереди, а сейчас безумные пробки. Да и очереди тоже...
    Наблюдая за снующими по мега-маркетам, развлекательным центрам и торговым городам людьми с коробками, яркими пакетами и супермакетовским полиэтиленом с продуктами, вдруг вспомнил как маленьким я бегал в магазин, сжимая в руке сетку-авоську или холщовую продуктовую сумку, сшитую мамой на швейной машинке...
    Ведь задуматься - тогда в магазин без сумки было приходить практически бесполезно. Пакетов ведь не продавали на кассе. Все купленное пришлось бы нести домой в руках. Вот и носил тогда каждый сетку или сумку в портфеле, "дипломате" или дамской сумочке..

    2. Кстати, интересна история происхождения пресловутой сетки-авоськи.
    Плетеная из веревок сумка, ставшая поразительно популярной в советские времена, была изобретена в Чехии.
    Правда, поначалу их изобретатель Вавржин Крчил, живший в окрестностях городка Ждяр-на-Сазаве на исходе XIX века, выпускал всего лишь бывшие тогда в ходу сеточки для волос.
    А когда спрос на них стал катастрофически падать, сообразительный Вавржин приделал к ним ручки - так и появилась на свет знаменитая сетчатая сумка-сетка.
    Русское название для сетчатой сумки-авоськи придумал в 1930-е годы известный писатель-сатирик Владимир Поляков, но сделал это слово всенародно популярным знаменитый Аркадий Райкин, который во время своих выступлений пять лет спустя произносил монолог примерно такого содержания: «А это вот авоська! Авось-ка я что-нибудь домой в ней принесу...»

    3. Встречались разные виды авосек. Помимо традиционной сетки можно было встретить и подобную - самодельную. Она конечно не умещалась в карман пиджака, зато была более жесткой

    4. Маталлическая сетчатая сумка. Вообще, стоит заметить, что советский гражданин очень часто мог видеть что купил в магазине его сосед благодаря разным вариантом "открытых" сумок

    5. Еще один прозрачный вариант. Кстати, благодаря своей жесткой конструкции, в нем было удобно, например, носить молочную стеклотару в пункт приема.

    6. Тканевая сумка.

    7. И еще один вариант

    8. В такой сумке я носил сдавать бутылки в пункт приема стеклотары. В нее вмещалось бутылок намного больше, чем в любую другую сумку

    9. Редкие полиэтиленовые пакеты. Их берегли как зеницу ока. Со временем от множественных складываний, рисунок становился все более стертым, но пакет все равно не вбрасывали. Мыли, сушили и снова шли в магазин

    10. Тоже вид тары для продуктов. С таким бидончиком я ходил за молоком, квасом, а мужики - за пивом.

    11. Фото людей в очередях с различными сумками...

    Предназначенный для хранения и транспортировки различных предметов. Является предметом мужского, женского и детского гардероба. Обычно подбирается под определенный стиль и случай, вследствие чего имеет множество видов.

    Основные виды сумок

    По назначению

    Повседневные, дорожные, спортивные, пляжные, вечерние, хозяйственные, деловые, рабочие (военные, медицинские и т.д.).

    По форме

    Цилиндрические, прямоугольные, квадратные, трапециевидные, треугольные, круглые, полукруглые.

    По жесткости

    Мягкие, жесткие, полужесткие.

    По способу закрывания

    С открытым верхом, с клапаном (flap), с рамочным замком (frame), с застежкой-молнией, со вздержкой (верхняя часть затягивается ремнем либо шнурком), на кнопках или пуговицах.

    Основные модели сумок

    Для повседневного использования

    Конверт (flap)

    Особенности : модель большого, среднего или маленького размера, закрывающаяся с помощью клапана.

    Форма : прямоугольная, квадратная, полукруглая.

    Ручки : обычно одна, длинная, часто регулируемая.

    Тип застежки: клапан.

    Использование : женская сумка для повседневной носки или торжественных мероприятий (в зависимости от фасона).

    Саквояж

    Особенности : модель среднего или большого размера с устойчивым широким дном и твердыми боковыми стенками.

    Форма : прямоугольная, к замку сужается в трапецию.

    Ручки

    Тип застежки: рамочный замок, иногда дополняется клапаном.

    Использование : женская сумка для повседневной носки, путешествий, делового стиля (в зависимости от фасона).

    Название : sac voyage - фр. «дорожная сумка».


    Планшет (field bag, полевая сумка)

    Особенности : плоская модель среднего или большого размера для ношения на плече.

    Форма : квадратная либо прямоугольная, иногда с закругленными углами.

    Ручки : широкий ремень, обычно регулируемой длины.

    Тип застежки : клапан или молния.

    Использование : женская или мужская повседневная сумка, преимущественно для стиля .

    Почтовая сумка (messenger bag, почтальонка, мессенджер)

    Особенности : вместительная модель, формой напоминающая сумку почтальона.

    Форма : прямоугольная, квадратная или полукруглая.

    Ручки : длинный широкий ремень, обычно регулируемый. Может иметь дополнительную короткую ручку.

    Тип застежки : клапан или молния.

    Использование : женская или мужская сумка для повседневной носки.

    Ридикюль (réticule)

    Особенности : сумочка маленького или среднего размера, часто украшенная декором.

    Форма : трапециевидная, овальная, квадратная и др.

    Ручки : без ручки либо текстильный шнурок, цепочка.

    Тип застежки : рамочный замок.

    Использование : женская сумка для повседневной носки или торжественных мероприятий (в зависимости от модели).

    Название : от reticulum - лат. «сетка».

    Особенности : вместительная модель мягкой формы, скроенная вместе с ручками из цельного куска материала.

    Форма : прямоугольная, трапециевидная, квадратная, иногда с закругленными углами.

    Ручки : широкие, средней длины, скроенные вместе с сумкой. Торбу носят на плече или в руках.

    Тип застежки : молния либо кнопка.

    Использование : женская сумка для повседневного использования.

    Хобо (hobo, сумка бродяги)

    Особенности : вместительная модель, формой напоминающая полумесяц.

    Форма : полукруглая.

    Ручки : одна либо две, средние или длинные.

    Тип застежки : молния или кнопка.

    Использование

    Название : hobo — англ. «странствующий рабочий, бродяга».

    Багет (baguette)

    Особенности : модель небольшого размера, формой напоминающая французский хлеб багет.

    Форма : продолговатая с закругленными углами.

    Ручки : одна, средней длины (цепочка либо ремешок).

    Тип застежки : клапан с застежкой, часто являющейся декоративным элементом.

    Использование : женская повседневная сумка.


    Ранец (satchel, сэтчел)

    Особенности : вместительная сумка с плоским дном, формой напоминающая студенческий ранец.

    Форма : прямоугольная.

    Ручки : длинный ремень, часто с регулируемой длиной, иногда – две дополнительные короткие ручки.

    Тип застежки : клапан, молния.

    Использование : женская сумка для повседневной носки.

    Название : satchel — англ. «ранец, сумка».

    Цилиндр

    Особенности : горизонтальная модель в форме цилиндра.

    Форма : цилиндрическая.

    Ручки : одна или две, короткие или средние.

    Тип застежки : молния.

    Использование : женская сумка для путешествий или повседневной носки (в зависимости от модели).

    Тоут (tote, объемная сумка)

    Особенности : вместительная мягкая сумка, формой напоминающая пакет.

    Форма : прямоугольная, квадратная, трапециевидная.

    Ручки : две, средней длины. Может иметь дополнительную длинную ручку для носки на плече.

    Тип застежки : открытый верх, кнопка или молния.

    Использование : мужская или женская сумка для повседневного использования.

    Название : tote — англ. «нести, везти, транспортировать».

    Пошет (pochette)

    Особенности : плоская модель небольшого размера четкой формы.

    Форма : квадратная или прямоугольная.

    Ручки : одна, короткая или длинная, ремешок либо цепочка. Существуют модели с короткой петлевой ручкой.

    Тип застежки : клапан.

    Использование : женская сумка для повседневной носки и торжественных случаев.

    Бакетбэг (bucket bag)

    Особенности : вертикальная модель с устойчивым дном, формой напоминающая ведерко.

    Форма : цилиндрическая с широким дном.

    Ручки : одна или две, длинные либо средние.

    Тип застежки : клапан или молния.

    Использование : женская повседневная сумка.

    Уикендер (weekender bag, баррел бэг)

    Особенности : модель среднего либо большого размера, напоминающая бочонок.

    Форма : бочонок с широким плоским дном и боковыми стенками.

    Ручки : две, средней длины.

    Тип застежки : молния.

    Использование : женская сумка для повседневной носки и путешествий (в зависимости от модели).

    Муфта (muff)

    Особенности : модель маленького размера с открытыми боковыми сторонами, в которые можно спрятать руки. Внутренняя часть обычно имеет отделку из меха и потайные карманы.

    Форма : продолговатая.

    Ручки : без ручек.

    Тип застежки : клапан.

    Использование : женская сумка для повседневной носки.

    Для спорта, отдыха и путешествий

    Особенности : модель для носки за спиной.

    Форма : обычно прямоугольная.

    Ручки : две регулируемые лямки. Может иметь дополнительную короткую ручку.

    Тип застежки : молния или клапан.

    Использование : мужская или женская сумка для спорта, активного отдыха, путешествий.

    Поясной кошелек (бельтбэг, сумка на пояс)

    Особенности : модель, надеваемая на пояс.

    Форма : прямоугольная, треугольная или квадратная.

    Ручки : ремень вокруг пояса.

    Тип застежки: клапан или молния.

    Использование : женская или мужская сумка для активного отдыха.

    Спортивная сумка (duffel bag, дюффель, дорожная сумка)

    Особенности : вместительная модель, которую можно носить на плече, либо за спиной. Часто имеет накладные карманы на лицевой стороне и колесики.

    Форма : прямоугольная.

    Ручки : одна или две лямки, дополнительная длинная ручка.

    Тип застежки : молния.

    Использование : женская или мужская сумка для спорта, путешествий.

    Название : duffel — англ. «толстая шерстяная ткань с густым ворсом», duffel bag -«вещмешок».

    Шоппер (сумка для покупок, shopping bag)

    Особенности : вместительная модель простой конструкции, обычно текстильная.

    Форма : прямоугольная или квадратная.

    Ручки : две, длинные или средние.

    Тип застежки : без застежки или с пуговицей.

    Использование : женская сумка для прогулок, походов по магазинам, пляжного отдыха.

    Особенности : габаритная дорожная модель жесткой конструкции. Часто имеет 2 – 4 колесика.

    Форма : прямоугольная, иногда с закругленными углами.

    Ручки : одна короткая, две средние либо одна выдвижная.

    Тип застежки : замок-защелка или молния.

    Использование : женская или мужская сумка для путешествий.

    Для официально-делового стиля

    Особенности : модель небольшого размера жесткой формы с устойчивым дном.

    Форма : жесткая прямоугольная, с широким дном и несколькими отделениями.

    Ручки : одна, короткая. Существуют модели с короткой петлевой ручкой.

    Тип застежки : клапан или молния.

    Использование : мужская повседневная сумка.

    Дипломат (кейс)

    Особенности : вместительная модель жесткой формы с устойчивым дном.

    Форма : прямоугольная, с жестким каркасом. По форме имеет сходство с чемоданом.

    Ручки

    Тип застежки : клапан, иногда с кодовым замком.

    Использование : женская или мужская сумка, обычно используемая для ношения документов, бумаг.

    Особенности : вместительная модель с устойчивым дном и несколькими отделениями. Часто имеет два накладных кармана на лицевой стороне.

    Форма : прямоугольная, со складчатыми боковыми частями, с четкими или закругленными углами.

    Ручки : одна, короткая. Может иметь дополнительную длинную ручку для ношения на плече.

    Тип застежки : клапан с одной или двумя застежками, иногда с кодовым замком.

    Использование : женская или мужская повседневная сумка.

    Для торжественных мероприятий

    Клатч (clutch)

    Особенности : модель небольшого размера без ручек, формой напоминающая кошелек.

    Форма : прямоугольная или овальная.

    Ручки : без ручек.

    Тип застежки : клапан, молния или рамочный замок.

    Использование : женская сумка для тожественных мероприятий и повседневной носки (в зависимости от фасона).

    Название : clutch — англ. «обхватывать, хватать».

    Кисет (pouch)

    Особенности : модель небольшого размера, формой напоминающая мешочек.

    Форма : мягкая с плоским округлым дном.

    Ручки : обычно одна, короткая или длинная.

    Тип застежки : стягивающийся текстильный шнурок или цепочка.

    Использование : женская вечерняя сумка.

    Минодьер (minaudiere bag)

    Особенности : модель маленького размера с жестким металлическим или пластиковым каркасом.

    Форма : прямоугольная, квадратная, овальная, круглая, многоугольная.

    Ручки : без ручки или на цепочке.

    Тип застежки : рамочный замок.

    Использование : женская сумочка для торжественных мероприятий.

    Первобытно-общинный строй

    Прообраз современной сумки появился в доисторические времена. Уже у первобытного человека возникла потребность переносить какие-либо предметы, оставляя руки свободными. Сумки изготавливали из шкур животных, сплетенных веревок или трав, а затем привязывали к палке. Такую конструкцию первобытные люди носили на плече. Они помещали туда пищу, кремень и прочие необходимые предметы.

    На территории современной Германии во время раскопок ученые обнаружили сумку, относящуюся к 2500 году до н.э. Аксессуар был украшен несколькими сотнями собачьих зубов.

    В 1992 году на леднике Симилаун в Альпийских горах ученые обнаружили тело доисторического человека (возраст 4,5 — 5,5 тысяч лет). Рядом с ним был найден предмет, напоминающий рюкзак: основа из кожи была закреплена на V-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, скрепленных снизу горизонтальными досками из лиственницы. Данная конструкция обеспечивала фиксацию рюкзака на спине.

    Античность

    С развитием общества и возникновением товарно-денежных отношений у людей появилась потребность всегда иметь при себе деньги. Древние римляне стали использовать карманы, которые в то время называли синус. У мужчин их пришивали к верхней одежде и прятали в складках тоги. У женщин потайные карманы располагались под . При изучении росписей египетских пирамид ученые обнаружили изображение фараона с сумкой в руках. Она имела прямоугольную форму и была расшита, предположительно, золотыми нитями.

    Когда возникло классовое разделение, сумка стала считаться показателем социального положения владельца. Женщины из высших сословий не носили в руках какие-либо предметы — за них это делали слуги. Сумка представительниц низшего класса имела вид свертка либо узелка. Особое значение этому предмету придавали африканские народы. Они наделяли сумку магическими свойствами, использовали ее в качестве оберега от злых духов, хранили в ней заклинания.

    В более поздний период античности широкое распространение получили переметные сумы. Они имели вид прямоугольного мешка и крепились к седлу лошади. Как правило, переметные сумы изготавливались из шкур животных или ковровой ткани. Индейцы для транспортировки вещей использовали рюкзаки, по конструкции схожие с предметом, найденным у пещерного человека в Альпах.

    Средние века

    С XI века в Европе начали пользоваться кошельками. Этот предмет представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части шнурком, что препятствовало потере монет. Кошелек крепился к поясу мужской и женской одежды. Данный аксессуар получил название монетник (фр. Laumonier). Поясной кошель был неотъемлемым атрибутом одежды у менял и купцов. В Китае и Японии монеты чеканились с дырками, сквозь которые продевался шелковый или кожаный шнурок, затем его привязывали к одежде. Принадлежностью мужского костюма в Европе являлись кисеты, которые использовались для хранения табака. В зависимости от статуса обладателя их изготавливали из козьей или телячьей кожи, холщового материала, сукна, замши, и т.д. В XII веке, помимо подвесных кошелей, широкое распространение получили изделия прямоугольной формы, выполненные из текстиля. Такие сумки использовали для хранения молитвенников. Их расшивали золотыми или серебряными нитями, украшали бубенцами. На Руси мужчины носили сумки, сшитые из кожи или шкур животных. Их называли мехами.

    Эпоха Возрождения

    С XIV века сумка начала выполнять не только практическую функцию, но и стала украшением костюма. Появились мужские и женские модели. Дамские сумки стали более яркими, их шили преимущественно из бархата, украшали золотыми нитями, бисером и драгоценными камнями. Они крепились к поясу цепочкой или шнурком. Аксессуар получил название «омоньер». Качество и отделка сумочки являлись показателем статуса дамы: чем выше было положение в обществе, тем более дорогие материалы и отделка (золотые нити, жемчуг, шелк, драгоценные камни) использовались при пошиве. Женщины из низших сословий носили холщовые омоньеры. У мужчин данный аксессуар был расшит геральдическими фигурами или родовым гербом. В XVI веке охотники использовали сумку-ягдташ, изготовленную из парусины или кожи с одним либо несколькими отделениями. Ее носили на плече.

    XVII – XVIII века

    В XVII веке на одежду вновь стали пришивать карманы. Мужчины перестали пристегивать омоньеры к поясу. Первый карман был замечен на Людовика XIV. С XVII века офицеры стали использовать сумку-ташку, в которой хранили карабинные патроны. Ее наружная сторона покрывалась сукном и украшалась вензелем или гербом. Женщины начали носить сумочки на запястье. В середине XVII века в европейских армиях появились рюкзаки, изготовленные из кожи или парусины. Они были созданы для того, чтобы руки солдат оставались свободными при атаке. Мушкетеры носили патронные сумки на широком белом ремне через плечо.

    В Японии широкое распространение получил аксессуар furoshiki, в переводе на русский – «банный коврик». Предмет представлял собой квадратный кусок ткани и использовался для оборачивания и переноски вещей. В баню было принято ходить в кимоно, которое посетители приносили с собой. Чтобы донести мокрую одежду до дома, ее заворачивали в коврик. Позже фуросики стали использовать для упаковки подарков, транспортировки вещей, хранения домашних принадлежностей. Аксессуар применяется до настоящего времени.

    XVIII век ученые называют расцветом неоклассической моды. 1790-й год историки называют датой рождения женской сумки, которую стали носить в руке. Законодательницей новой моды принято считать Маркизу де Помпадур. В тот период появилась женская сумка трапециевидной формы из текстиля на длинном стягивающемся шелковом шнурке. Изделие украшали вышивкой, бисером, и пр. Аксессуар стал необходимым предметом европейского гардероба. В сумочках дамы хранили любовные записки, нюхательную соль, румяна, зеркальце и пр.

    XIX век

    В XIX веке сумочки несколько увеличились в размерах и приняли самые разнообразные формы. В них появились дополнительные отделения. У дамского аксессуара впервые появился рамочный замок. Сумка с такой застежкой получила название «ридикюль».

    Сумки стали классифицироваться по назначению: для прогулок, торжеств, визитов, свиданий, походов в театр и других случаев. Их декорировали жемчугом, вышивкой, лентами и пр. В XIX веке появился еще один женский предмет – несессер. В нем дамы хранили принадлежности для рукоделия.

    В это же время солдатские рюкзаки стали изготавливать из легких материалов, что обеспечило предмету лучшую мобильность. Широкое распространение получила сумка почтальона (messenger bag). Предмет квадратной формы имел две ручки, короткую и длинную, его можно было носить на плече или в руке. В XVIII веке похожей моделью пользовались солдаты и санитарки.

    К середине 1850-х годов в мире было проложено свыше 5000 километров железнодорожных путей. Люди стали много путешествовать, возникла потребность перевозить вещи в более функциональных и вместительных предметах. Компании начали выпускать багажные сумки. Большой популярностью пользовались от . Широкое распространение приобрел саквояж: его использовали для путешествий мужчины и женщины. Во многих произведениях американской и европейской литературы этот предмет являлся участником сцен, связанных с переездами. Герои Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея» (1891 г.) и персонажи Маргарет Митчелл в «Унесенных ветром» (1936 г., события происходят в 1860-х гг.) пользовались этим предметом. Изначально его изготавливали из коврового материала, позднее стали делать из кожи. Ханс Кристиан Андерсен не выходил из дома без саквояжа, который ему подарил датский король из династии Ольденбургов. Этот предмет в настоящее время хранится в городе Оденсе в музее Андерсена.

    С середины XIX века неотъемлемой частью национального костюма шотландских мужчин являлся спорран (используется и в настоящее время). Сумка крепилась на ремешки и цепочки к поясу поверх . Для праздничного костюма изготавливали спорран из меха, для повседневной носки – из кожи.

    В XIX веке в английском языке у различных видов сумок появилось общее название – «handbag».

    Первое десятилетие XX века

    В годы Первой мировой войны, а затем и во время ВОВ, военные пользовались подсумком, в котором хранили боеприпасы для огнестрельного оружия. Его носили на поясном ремне. Женщины из рабочего класса носили бульварные сумки на лямке, перекинутой через плечо. В деловой среде мужчины использовали портфели со специальными отделениями для бумажных денег. В высших кругах среди женщин популярностью пользовались сумочки а-ля-помпадур.

    20-е годы ХХ века

    В 20-е годы на Бродвее был представлен мюзикл Runnin Wild, в котором дебютировала песня «Чарльстон», впоследствии ставшая хитом. Композиция сопровождалась одиночными и парными танцами. Актрисы были одеты в платья со множеством ярусов и свободно свисающей бахромой. Ею по всему периметру были украшены и дамские сумочки. Такие аксессуары получили название «сумочка Чарльстона». Так же стали называть и танец, исполнявшийся в мюзикле, и платья, которые были надеты на актрисах.

    С 1923 года в качестве застежки начали использовать молнию. В деловой среде у мужчин и женщин стали пользоваться популярностью портфели. В 20-е годы были созданы женские сумки в виде пароходов, автомобилей, самолетов.

    30-е годы ХХ века

    В 30-е годы дизайн сумок отражал стиль . использовали абстракцию, экспериментировали с материалами: деревом, эмалью, пластиком, алюминием и т.д. В мужском гардеробе появилась сумка-барсетка, которую носили в руке или на запястье.

    В 30-е годы и Сальвадор Дали создали женскую сумочку-телефон, сумочку-яблоко и др. Дома Van Cleef & Arpels выпустили женскую сумочку-минодьер. Это был предмет с жестким каркасом прямоугольной формы из благородного металла с драгоценными камнями. Среди женщин популярностью также пользовались ридикюли. В 1932 году Жорж Виттон создал сумку — модель городского типа на коротких ручках из полотна Monogram с изображением логотипа бренда.

    40-е годы ХХ века

    В 40-е годы появились сумки Walborg Poodle bags в виде белых и черных пуделей. В 1947 году в Модном доме стали производить сумки с бамбуковыми ручками. Альдо Гуччи начал создавать дамские аксессуары из пеньки, джута, льна. В этот период популярными стали сумки больших размеров квадратной формы. Дизайнеры в своих коллекциях стали использовать синтетические материалы. Солдаты носили почтальонки и подсумки. Женщины из рабочего класса использовали сумки городского типа из недорогих материалов.

    50-е годы ХХ века

    В 50-е годы популярными стали клатчи, минодьеры, пошеты. Тенденции носить небольшие сумочки способствовал элегантный и женственный стиль . В 1955 году создала женскую сумочку 2.55. Аксессуар получил название в соответствии с датой выхода – февраль 1955 года. Стеганая сумочка на цепочке имела прямоугольную форму.

    «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их часто теряю».

    Коко Шанель

    С середины 50-х годов стала пользоваться спросом сумка (была создана в 1935 году) и схожие с ней по форме модели – на короткой ручке, трапециевидные с широким дном и боковыми стенками.

    60-е годы ХХ века

    В 1960-е годы популярными были сумки-мешки, в моду данный предмет ввели . Представители субкультуры ручным способом создавали объемные сумки свободного кроя, преимущественно из текстиля. В качестве узоров хиппи использовали этнические, психоделические и цветочные . В 1966 году Гастон-Луи Виттон изобрел сумку-цилиндр Papillon.

    70-е годы ХХ века

    В 70-е годы дизайнеры изготавливали сумки преимущественно из текстиля. Широкое распространение получил . В этот период создала коллекцию нейлоновых рюкзаков Pacone. В России же в это время популярными были сетки-авоськи, сплетенные из ниток.

    80 — 90-е годы ХХ века

    В этот период дизайнеры создавали сумки различных стилей и форм, широко использовали принты, отделку из драгоценных камней. В 1984 году Жан-Луи Дюма, глава Модного дома , выпустил первую сумку . В 1995 году создал модель Lady Dior. В 1997 году Сильвия Вентурини Фенди создала сумочку-багет (фр. baguette). Удлиненная модель с короткой ручкой закрывалась на клапан.

    Среди мужчин и женщин популярными были сумки-саквояжи, почтальонки.

    XXI век

    В XXI веке для своих коллекций используют силуэты сумок прошлых лет, экспериментируя с материалами, декором и отделкой.

    В женской коллекции весна-лето 2012 Барбара Буи предложила сумки-уикендеры в бирюзовой и розовой расцветках, сочетающие спортивное и классическое исполнение. Модели были изготовлены из кожи питона и крокодила. К каждой сумке прилагался брелок с шипами в форме мяча для американского футбола.

    В сезоне осень-зима 2012-2013 Модного дома Сильвия Вентурини Фенди предложила сумку-тоут, выполненную из шерсти серого цвета, с боковыми сторонами, украшенными вставками ярко-красного оттенка.

    В мужской коллекции весна-лето 2013 Анджела Миссони предложила торбы и тоуты. Некоторые модели были полностью выполнены из трикотажа, в других текстиль сочетался с кожей. Аксессуары были украшены традиционным для бренда зигзагообразным узором в песочно-бирюзовом и сине-оранжевом оттенках.

    Сумки с оригинальным дизайном

    В 2008 году Джинза Танака создал клатч из платины с отстегивающимся ремешком, украшенный 2182 бриллиантами весом в 208 карат. Стоимость изделия составила 1,9 миллиона долларов. Уникальность аксессуара заключалась в том, что элементы сумочки можно было использовать как самостоятельные украшения. Ручка сумки трансформировалась в или ожерелье, застежка – в брошь или кулон.

    В 2009 году Кейтлин Филлипс выпустила серию сумок-книжек. Для изготовления дамских аксессуаров дизайнер использовала форзацы старых книг. Стенки сумки были обшиты тканью, гармонирующей с обложкой.

    Женская сумка - загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, - свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка - дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.

    В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.












    1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам - карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы - и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) - «ридикюль».

    «Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века - даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве - тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.
















    В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, - именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком - как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.


    Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории - 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие - воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.















    В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.


    В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями.



















    Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа - не свободна: она должна украшать женское лицо.

    Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags - сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.