• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Помимо своего зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или стенам комнаты. Задача родителей - направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения. Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

    Примеры тактильных игр.

    Можно сложить в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки и т.д. Предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц. Создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий, твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Закрыв глазки, ребенок, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты и т.д. Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

    Стихи для тактильных игр с малышом.

    Носик с носиком встречался

    Носик носиком бодался.

    А потом «привет» сказал,

    Носик весь зацеловал!

    Ножки-ножки, топотушки!

    Попрыгушки, побегушки.

    Ножки сильными растут,

    Скоро быстро побегут!

    Ручки-ручки, все хваталки

    Крепко маму обнималки,

    Мы потянем ручки вверх,

    Скоро дорастем до всех!

    Пятки, розовые пятки,

    Поиграем с мамой в прятки!

    Мама спряталась: ку-ку!

    Я найти ее смогу!

    Этот мягонький животик

    Подарил нам бегемотик!

    Если пузик целовать,

    Малыш будет хохотать.

    Есть у ежика щетинка,

    Наша гладенькая спинка!

    Вот бежит сороконожка –

    Это мамина ладошка.

    Носик, носик, носопырка –

    Справа дырка, слева дырка

    А на кончике звоночек,

    Сам звенит, когда захочет.

    Щечки, сладенькие щечки

    Нежные, как лепесточки.

    Щечка – раз и щечка – два!

    Целовать давно пора!

    Все прекрасно слышат ушки,

    Наши ушки-непослушки!

    Когда глазки крепко спят,

    Ушки маму сторожат.

    Прилетел к нам ангелочек

    Сел на правый наш носочек

    Покачался и взлетел –

    На головушку присел.

    Прилетела к нам синичка

    Села (имя) на реснички

    Крыльями закрыла глазки,

    Чтобы снились (имя) сказки.

    Стихи для игр в ванной.

    Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи!

    Зря в окошко не стучи -

    Брызни в поле пуще:

    Станет травка гуще!

    Вот как дождик капает!

    Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)

    Побежим мы за кусты,

    Встанем под осинкой,

    Накроемся корзинкой!

    Посмотри, как дождь льет.

    Дождик, дождик, посильней - (поливаем кроху из ковша)

    Будет травка зеленей,

    Вырастут цветочки

    На нашем лужочке.

    Дождик, дождик, пуще,

    Расти, травка, гуще.

    Вот какой сильный дождь пошел.

    Дождик, дождик, полно лить,

    Малых детушек мочить!

    «Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

    Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)

    Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)

    Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)

    Из последнего вагона

    Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)

    Пришли куры - поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)

    Пришли утки - пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)

    Пришел слон - потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)

    Пришел дворник - все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине - «сметаем»).

    С помощью такой нехитрой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

    Тактильные игры очень важны для развития дошкольников. Наверняка, для вас не будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка. Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!

    Если вы хорошо учились в школе по анатомии, то помните, о том, что головной мозг человека устроен так, что зоны, отвечающие за мышление и развитие движений рук, находятся рядом. Таким образом, играя в тактильные игры, ребёнок развивает и своё мышление!

    Тактильная игра «Отгадайте, что это?»

    Ребёнок-ведущий засовывает руку в мешочек, наполненный разнообразными предметами, не обязательно часто встречающимися ребёнку. Это могут быть: как кубик, мячик, так и шахматная фигура, шашка, зеркальце, бутылочка из-под штриха, клей-карандаш, клей в тюбике, коробочка со скрепками, пакетик чая, маленькая индивидуальная упаковка сахарного песка, ластик, степлер (без скрепок, для безопасности), пилочка для ногтей, тюбик губной помады, игрушка из киндер-сюрприза и т. п.

    Задача ребёнка: узнать, наощупь выбрать в мешочке любой предмет, затем, поняв, что это такое, описать предмет всем присутствующим, не называя его. Задача детей – отгадать предмет.

    Тактильная игра «Сколько?»

    В непрозрачную коробку кладутся мелкие предметы количеством от одного до десяти. Ведущий (воспитатель) знает их точное количество. Ребёнок засовывает в коробку руку (можно сделать для этого в крышке коробки специальное отверстие) и, не глядя, пересчитывает их. Затем он говорит количество предметов. Если ответ верный, перед следующим игроком ведущий меняет количество предметов в коробке. Если сосчитано было неверно, в игру вступает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Предметы могут быть как одинаковые – фасолины, бусины большого размера, так и разные.

    Для этой игры будут необходимы специальные так называемые тактильные кружочки из разной по фактуре ткани. Вы можете найти такие , разработанные на основе рекомендаций психологов, в Интернет-магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

    Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т. п.

    Игру можно проводить с надетой на глаза повязкой. Задание для играющих: собрать кружочки по парам так, чтобы в каждой паре были кружочки, отличные друг от друга.

    Тактильная игра «Правильно-неправильно»

    Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

    Тактильная игра «Что такого же цвета?»

    Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.

    Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

    Тактильная игра «Как это словами?»

    Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.

    Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

    Тактильная игра «Одним пальцем»

    Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.

    Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

    Тактильная игра «Отгадай не руками»

    Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

    Материал подготовила Наталья Прищепенок, методист.


    Понятие сенсорного воспитания подразумевает формирование правильного восприятия всего, что окружает малыша, а также понимание свойств явлений и предметов.

    Сенсорное воспитание – это способ знакомства и изучения реальности благодаря органам чувств.
    Уровень развития сенсорики теснейшим образом связано с уровнем умственных и интеллектуальных способностей. Поэтому такой тип воспитания часто используется в процессе обучения детей с отставанием в развитии.

    Что включает сенсорная система ребенка?:

    Сенсорика нормально развитого ребенка состоит из 5 аспектов:

    1. Осязания;
    2. Обоняния;
    3. Зрения;
    4. Слуха;
    5. Вкусовых ощущений.

    Сенсорные эталоны:

    Существуют так называемые сенсорные эталоны - образцы свойств различных явлений и предметов:

    Формы. Включают все геометрические фигуры;
    Размер. Включает различные меры;
    Цвет. Включает семь основных цветов спектра;
    Вкус;
    Запах.

    Развитие сенсорики подразумевает создание у ребенка представлений о перечисленных характеристиках предметов.
    В процессе своего развития малыши учатся пользоваться существующими эталонами.

    Какие цели сенсорного воспитания?:

    1. Изучение основных понятий сенсорики - форм, размеров и величин, цветов, вкусовых характеристик, запахов и звуков;

    2. Формирование гибкости в восприятии внешних объектов и явлений, быстроты их анализа, внимания и логического мышления;

    3. Формирование тех свойств характера и способностей, которые крайне необходимы малышу для его самореализации.

    Когда начинать развитие сенсорики?:

    Важно начинать как можно раньше. Дошкольники очень хорошо воспринимают и обрабатывают информацию обо всем, что их окружает. Сенсорное воспитание малышей раннего возраста оказывает положительное влияние на уровень их интеллекта, а также степень и качество умственного развития.

    Малыши отличаются большой любознательностью. Они предпочитают все пощупать, рассмотреть, повертеть, бросить. Важно, чтобы занятия такой направленности проводились в занимательной игровой форме.

    Роль сенсорного развития для малыша:

    Помогает упорядочить всю полученную информацию о мире;
    Позволяет ребенку стать наблюдательным;
    Дает возможность малышу совершенствоваться в интеллектуальном и эстетическом направлении;
    Развивает воображение и значительно расширяет словарный запас;
    Развивает познавательные процессы;
    Совершенствует различные виды памяти;
    Дает возможность хорошо подготовиться к обучению в школе.

    Родители должны знать о том, что развитие органов чувств (сенсорики) – это важный метод качественной подготовки ребенка к успешной жизни.

    Особенности развития сенсорики у дошкольников:

    В процессе развития сенсорики очень важно учитывать возрастные особенности детей:

    1. От 1 до 3 лет важно научить малыша узнавать и различать различные характеристики предметов. Ребенок должен освоить описание предметов по форме, цвету, величине. Важно, чтобы кроха обязательно называл их;

    2. В 4 – 5 лет у детей происходит формирование понятий о сенсорных эталонах. Малыши уже уверенно могут характеризовать цвета и формы предметов, сравнивать их по величине, анализировать и группировать разные объекты;

    3. В 5 – 6 лет важно много времени уделять формированию фонематического слуха.

    Игры, развивающие сенсорику малышей от 1 - 3 лет:

    Дети раннего возраста способны отличать цвет, размер, форму, давать самые простые описания (твердый, большой, много, мало) понятиям. Игра в таком возрасте продолжается не дольше 15 минут. Спустя некоторое время проведите еще игру, изменив ее тематику.

    Игра «Пирамиды и кубики»

    Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете.

    Игра «Подражание»

    Улыбнитесь ребенку и прокомментируйте это словами «веселый», «добрый», "радостный". Нахмурьте брови, сопровождайте это действие словами «злой», «недовольный». Предложите крохе повторить показанные гримасы.

    Игра «Угадай-ка плоды»

    В мешочек сложите несколько плодов, известных ребенку: картофелину, морковь, огурец, яблочко, апельсин. Малыш вытягивает по одному и определяет - овощ это или фрукт, описывает его вкусовые характеристики (яблочко – круглое, красное, сладкое и т.д.).

    Игра «Найди заплатку»

    Предложите малышу выбрать геометрическую фигуру и расположить ее так, чтобы она подошла по форме.

    Игра «Подбери фигуру»

    Покажите малышу картинку с изображенным предметом. Используя геометрические фигуры, необходимо выложить такой же рисунок. Или же при помощи фигур составьте свою картинку.

    Игра «Найди пару»

    Предложите малышу игрушки, издающие разные звуки. Задача ребенка - найти игрушку с одинаковыми звуками или подобрать предмет, издающий такой же звук, как у взрослого.

    Игра «Ароматная радость»

    Предложите малышу понюхать баночку с каким-либо ароматом. Затем кроха нюхает другие баночки и подбирает точно такой аромат.

    Игра «Кошка и собачка»

    Предложите малышу вырезанных из бумаги животных - кота и собаку. Ему нужно вместо их лапок прикрепить прищепки.

    Игры, развивающие сенсорику малышей 3 - 6 лет:

    К четырехлетнему возрасту малыш уже способен отличать оттенки, соотносить предметы и их качество, описывать объекты и явления. К пятилетнему возрасту дети учатся рассуждать, делать выводы, обсуждать увиденное, выражать свое мнение.
    В этом возрасте большую роль играют занятия с родителями и другими детьми. В шесть лет задача взрослых дополнять информацию и корректировать уже полученные знания.

    Игра «Забавные шары»

    В воздушные шары насыпьте такие наполнители, как гречка, горох, фасоль, мука. Каждого вида нужно сделать по 2 образца. Малыш должен ощупывать и угадывать наполнитель, а также находить пару для каждого шарика-мешочка.

    Игра «Назови букву или цифру»

    На спине ребенка пальцем руки пишите какую-либо букву или цифру. Малыш должен отгадывать, что вы пишете.

    Игра «Совпадение»

    Предложите малышу мешочек с разными предметами. Он должен с закрытыми глазами нащупывать предметы по одному, описывать его и отгадывать. Затем нужно называть и описывать предметы с такими же характеристиками.

    Игры на смекалку

    Составьте два одинаковых треугольника из 5 палочек. Составьте 4 одинаковых треугольника из 9 палочек.

    Игра «Чей хвостик?»

    Предложите малышу "вернуть" хвосты, которые "перепутали" животные. Необходимо найти хвост, ответить, чей он и описать его.

    Во время игр такого характера малыш тесно контактирует с родителями, что способствует формированию теплых и доверительных семейных отношений, тренирует дисциплину, развивает внимание, интеллектуальные и умственные способности и воспитывает усидчивость.

    Сенсорное восприятие малыша – неотъемлемая часть его полноценного развития. В самом раннем возрасте оно проявляется желанием попробовать все на вкус, разрисовать попадающиеся под руку обои, постучать по кастрюлям и пошуршать бумагой. Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.

    Сенсорные игры для детей раннего возраста

    Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

    Рассмотрим некоторые сенсорные игры для детей раннего возраста:

    • «Растопим лед». Суть данной игры заключается в том, чтобы дать понимание ребенку, какое состояние может принимать вода в зависимости от смены температуры. Так, прежде всего, положите в ложку кусочек льда и дайте малышу попробовать его на ощупь. Затем включите огонь на конфорке и растопите лед. Делайте это вместе, чтобы ребенок увидел, что происходит со льдом. С большой осторожностью дайте малышу попробовать воду на ощупь, однако следите за тем, чтобы она не была горячей. В противном случае дело может дойти до ожога.
    • «Достань камушки». Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
    • Выполните задание под названием «Цветная водичка». С помощью него вы дадите понятие малышу о различиях между цветами, а также сделаете это в форме интересной сенсорной игры для детей. Задание начинается с того, что в 0,5 л бутылки наливается чистая вода. В крышку положите немного цветной краски. Для подобного эксперимента вам понадобится 5 бутылок и 5 разных цветов гуаши. Закрутите крышки и дайте малышу потрясти емкости. Обсудите с малышом то, что сначала вода была прозрачная, а после выполненных действий она стала зеленой, синей или красной.
    • «Смешиваем краски». Налейте в банку чистую воду и добавьте с помощью кисточки к ней красную краску. Пусть малыш возьмет другую кисточку и подмешает желтый цвет. После этого вы увидите, что вода приобрела зеленый оттенок. Продолжайте в том же духе, пока вода полностью не станет грязной. Затем вы можете положить на дно банки какой-нибудь небольшой предмет и закрасить воду. Дайте возможность малышу понять, что находится в таре.
    • Очень нравится детям игра «Вода в сите», проводить которую лучше всего в ванной во время купания ребенка. Для этого дайте малышу сито или стаканчик с дырочками и предложите набрать в него воду. Понаблюдайте над тем, что получится в итоге.
    • Сенсорная игра для детей «Тонет – не потонет» должна наилучшим образом объяснить ребенку, почему некоторые предметы тонут в воде, а другие нет. Для этого возьмите мячик, камушек, металлическую машинку, перышко и понаблюдайте над тем, что с ними будет происходить во время эксперимента.