• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1752 года [Лион]- .1834 года [Уллен, Рона])

    Французский изобретатель ткацкого стана для узорчатых материй (машина Жаккарда). Сын ткача, он поступил в учение к переплётчику, потом стал словолитчиком и наконец ткачом. Первую попытку устроить самодействующий ткацкий стан он сделал в 1790; потом изобрел машину для вязания сетей и повез её в 1804 в Париж, где модели Вокансона навели его на окончательную конструкцию стана, полностью завершённого только в 1808. Наполеон I наградил Жаккара пенсией в 3000 франков и правом взимания премии в 50 франков с каждого действующего во Франции стана его конструкции. В 1840 Жаккару соорудили памятник в Лионе.

    Ткацкий станок Жаккарда. Изобретение Жаккара является весьма остроумным механизмом: по разнообразию и безошибочности своего действия он может быть приравнен к движениям отлично дрессированного животного. Для получения узорной ткани недостаточно опускать попеременно все четные или все нечетные нити основы, чтобы пропускать в образующийся «зев» челнок с уточной нитью, а необходимо опускать только некоторые из них, в определенном порядке, различном для всех нитей утка, составляющих заданный узор.Каждая нить основы проходит в ткацком стане через особое колечко-нитяницу, соединённое у Жаккара с особым вертикальным стержнем. Все они расположены довольно тесно, рядами, и на их верхние концы нажимается кусок картона с дырочками, соответствующими стержням, которые должны остаться в покое. Необходимое для узора число таких картонов соединено в непрерывную цепь, а простой механизм перекладывает их автоматически после каждого прохода челнока. Принцип машины Жаккара применен во многих аппаратах, например в аристофоне, механическом тапёре, одном из телеграфов Уинстона.

    Жаккард. Жаккард - это в первую очередь одна из самых изысканных и благородных тканей которую все производители мебели полюбили за прочность, прекрасный и неповторимый эстетический вид, простоту в обработке и износоустойсивость. При ручном изготовлении жаккард относится к одним из самых трудоемких и сложных плетений. Внешне жаккард несколько напоминает гобелен, поскольку имеет ярко выраженный контурный и рельефный подъем рисунка и отличается высокой прочностью и благородством. Иногда жаккард используют не только для обивки мебели, а как или в качестве декора помещений.

    Плетение “жаккард” относится к сложному запутанному плетению, исполняемому на ткацком , изобретенном Джозефом Мари Жаккардом в 1801 году. Его способ автоматического контроля за нитью на ткацком станке заключался в использовании специальных карточек с просверленными в определенных местах отверстиями. Уникальность жаккардового механизма заключается в возможности контроля отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания запутанных узоров на станке. С помощью карточек, перфокарт программируется последовательность формирования направления нити для каждого узора. Перфокарты позже легли в основу не только ткацких станков, но и телеграфа и всей современной вычислительной техники! Первые компьютеры, как мы помним, работали именно с помощью перфокарт.

    До сегодняшнего дня принцип создания жаккардовой ткани остался неизменным, кроме одного - современный станок управляется компьютером.

    Жозеф Мари Жаккар - известный изобретатель XVII - XIX веков. Его главное изобретение - промышленный способ производства ткани - имеет большое значение для современной информатики и помогло разработать первый прототип электронной

    Жозеф Мари Жаккар: краткая биография

    Ж. М. Жаккар (1754 - 1834 гг.) известен благодаря изобретению промышленного ткацкого станка. Будущий французский изобретатель родился в Лионе в 1752 году. Будучи сыном ткача, Жозеф Жаккар прошел обучение у переплетчика и мог работать на словолитне - предприятии, занимающемся созданием металлических пластин со шрифтами и чернил для книгопечатания.

    Однако после смерти отца сын унаследовал его дело и стал ткачом. Своего сына Жозеф потерял во время французской революции, тогда Лион пал, революционерам пришлось покинуть город и уйти в подполье. Вернувшись в родной Лион, Жаккар брался за любую работу и чинил множество различных ткацких станков в попытке отвлечься от своего горя.

    В 1790 году Жозеф Мари Жаккар предпринял первую попытку создания промышленного станка. Лион того времени, как и сейчас, был оживленным промышленным районом Франции, через него проходило множество торговых путей от портов глубже в континент. Изобретатель знакомится с автономными машинами Жак де Вокансона, который открыл собственное производство в городе. Остроумные и изящные механические игрушки в виде зверей и людей поразили Жаккара и помогли исправить недочеты собственного изобретения.

    Признание заслуг Жаккара современниками

    В 1808 году была завершена работа над ткацким станком. Став империей, Франция уже не могла удовлетворить потребности огромной, постоянно воющей армии с помощью ручного труда. Нужда в тканях была животрепещущей, поэтому промышленный станок был как нельзя кстати.

    Достижения Жозефа Мари Жаккара были отмечены Наполеоном I, ткачу была положена от государства немалая пенсия и дано право взимать денежные отчисления в свою пользу с каждого станка Франции изобретенной конструкции. В 1840 году благородные жители Лиона установили памятник в честь прославившего город изобретателя.

    Жаккардовая ткань

    Станки Жозефа и получаемую ткань назвали жаккардовыми в честь создателя. Жаккард имел необычайно широкое применение как в прошлые времена, так и сейчас. Из этой ткани делают верхнюю одежду, необычайно красивые платья, а также чехлы и обивку для мебели.

    Раппорты ткани содержат минимум 24 нити, выплетающих необычайно сложные и красивые узоры. Материалы при создании можно комбинировать, что дает возможность создавать очень интересные эффекты на готовых изделиях. Оформление домашних интерьеров в стиле рококо и барокко практически невозможно без шикарных занавесей, обивок и подушек из жаккарда.

    Сложность изготовления рапортов делала работу мастеров и готовую ткань невероятно дорогой, позволить себе такую роскошь могли только аристократы и богачи. Платья и наряды из жакарда до сих пор поражают красотой своего узора, для королей и приближенных аристократов при изготовлении использовались золотые и серебряные нити в плетении.

    Плотное переплетение и замысловатые узоры создают неповторимый рельеф и эффект гобелена. Чем толще нити, тем плотнее и прочнее сама ткань. Тонкий и мягкий жаккард используют для нарядов, грубый и плотный - для обивки мебели и чехлов или даже при создании ковров.

    Жаккардовый ткацкий станок

    Основное отличие станка, изобретенного Жаккардом, заключалось в том, что положение нити в узоре не зависело от ее четности. Каждая нить в узоре имела свою программу плетения. Управляли положением нитей простые карточки из плотной бумаги - перфорированные призмы. Перфокарты могли контролировать до 100 нитей и имели соответствующую длину.

    Призмы рапорта сшивались в одну рабочую ленту и менялись по мере необходимости оператором станка. Само устройство машины невероятно просто и тем не менее эффективно. В него обязательно входят доска-рама для ткани и ее шнуры, большой набор крючков и ножей, иглы и программные карты рисунка для каждой нити. Все нити проходят через отверстия длинной доски для равномерного распределения. Крючки цепляют веретено и могут выносить его за пределы действия лезвий. Нити основы натягиваются в нижней части устройства в горизонтальном направлении.

    Иглы двигаются по прорезям в программных картах. В них имеются просеченные и непросеченные области, оператор может задавать качательные и вращательные движения призм, по которым движутся управляющие иглы. Непросеченные области карт отводят иглы и снимают крючок с веретена, тогда как активная игла заставляет крючок перемещать требуемую нить.

    Изящное решение

    Жаккардовый ткацкий станок - выдающийся пример машины с программным управлением, изобретенный до появления термина "двоичный код". Перфокарты меняют положение иглы с "активна" на "не активна" и воплощают известный всем современным информатикам принцип работы всей вычислительной техники - "ноль/единица".

    Перфокарты Жозефа были использованы по прямому назначению гораздо позже, а его изобретение стало первым программируемым устройством и надолго определило направление дальнейшего развития промышленной техники во всем мире.

    О чем не догадывался изобретатель?

    Изобретение промышленного ткацкого станка стало настоящим прорывом не только для современников, но и приблизило создание автономной вычислительной техники последующими поколениями. О реальном значении того, что изобрел, Жозеф Мари Жаккар, видимо, даже не догадывался.

    Однако именно простые картонные таблицы управления плетением заложили принцип программирования линий производства в дальнейшем. Жозефа Мари Жаккара можно назвать Практические достижения изобретателя действительно уникальны, ведь теоретические основы понятия алгоритма и описание простейших принципов программирования были сделаны только во время Второй мировой войны Свою абстрактную машину ученый разработал для взламывания секретных военных шифров, наподобие кода знаменитой "Энигмы".

    В начале XIX века французский ткач и изобретатель Жозеф Мари Жаккар (Joseph-Marie Jacquard) изобрел новую технологию промышленного нанесения узоров на ткани. Сейчас такие ткани называют жаккардом, а его станок - жаккардовым станком. Изобретение Жаккара позволяет получать на поверхности ткани разнообразные световые эффекты, а в сочетании с разными цветами и материалом нитей — красивые, мягкие переходы тонов и резко очерченные контуры узоров, иногда весьма сложных (орнаменты, пейзажи, портреты и т. п.). Жаккард используют для пошива платьев, верхней одежды, мебельных тканей, штор, а так же для изготовления ланъярдов, лент для бейджей и других промо-материалов (нашивки, шевроны, этикетки, промоленты).
    Жозеф Жаккар родился 7 июля 1752г. в Лионе. Его отец владел небольшим семейным ткацким производством (два станка) и Жозеф тоже начал свою трудовую деятельность ребенком на одном из многочисленных ткацких производств в Лионе. Но этот тяжелый и небезопасный труд его не привлекал и будущий изобретатель пошел учиться и работать в переплетную мастерскую.
    Но стать выдающимся изобретателем в переплетном деле или книгопечатании Жаккару было не суждено. Вскоре умирают его родители, и он получает в наследство ткацкие станки и небольшой участок земли. В результате нескольких неудачных бизнес-проектов Жозеф теряет большую часть отцовского наследства, но при этом увлекается инженерной проблемой усовершенствования ткацкого станка.
    Не смотря на бурное развитие во Франции ткацкого производства, возможности самих ткацких станков были сильно ограничены. В массовом порядке выпускались одноцветные ткани или в цветную полоску. Ткани с вышитыми узорами по прежнему делались в ручную. Жаккар хотел усовершенствовать ткацкий станок, чтобы можно было промышленным способом изготавливать узорчатые ткани.
    К 1790 году Жаккар создал опытный образец станка, но активное участие в революционных событиях во Франции не позволило ему продолжить работы над усовершенствованием своего изобретения. После революции Жаккар продолжил свои конструкторские поиски в другом направлении. Он изобрел станок для плетения сетей и в 1801 году повез его на выставку в Париж. Там он увидел ткацкий станок Жака де Вокансона, который еще в 1745 году использовал перфорированный рулон бумаги для управления переплетением нитей. Увиденное натолкнуло Жаккара на гениальную идею, которую он с успехом использовал в своем ткацком станке.
    Чтобы управлять каждой нитью в отдельности Жаккар придумал перфокарту и хитроумный механизм считывания с нее информации. Это позволило ткать ткани с заранее заданными на перфокарте узорами. В 1804 году изобретение Жаккара получило золотую медаль на Парижской выставке, и ему был выдан соответствующий патент. Окончательно промышленный вариант жаккардового станка был готов к 1807 году.
    В 1808 году Наполеон I наградил Жаккара премией в 3000 франков и правом на премию в 50 франков с каждого действующего во Франции станка его конструкции. К 1812 году во Франции работало более десяти тысяч жаккардовых станков. В 1819 году Жаккар получил Крест Почетного Легиона.
    Умер Жозеф Мари Жаккар в 1834 году в возрасте 82 лет. В Лионе в 1840 году ему был поставлен памятник. Ткацкий станок Жаккара позволил не только ткать промышленным способом ткани со сложными узорами (жаккард), но и стал прообразом современных автоматических ткацких станков.
    Станок Жаккара - это первая машина, которая использовала в своей работе перфокарту.
    Уже в 1823 году английский ученный Чарльз Бабадж пытался построить вычислительную машину с использованием перфокарт. В конце XIX века американский ученный построил вычислительную машину и обработал на ней результаты перепеси населения 1890 года. Перфокарты в вычислительной технике использовались до середины ХХ века.

    В течение долгих лет перфокарты служили основными носителями для хранения и обработки информации. В нашем сознании перфокарта твердо ассоциируется с компьютером, занимающим целую комнату, и с героическим советским ученым, совершающим прорыв в науке. Перфокарты — предки дискет, дисков, винчестеров, флеш-памяти. Но появились они вовсе не с изобретением первых компьютеров, а гораздо раньше, в самом начале XIX века…

    Станок Фалькона Жан-Батист Фалькон создал свою машину на основе первого подобного станка конструкции Базиля Бушона. Он первым придумал систему картонных перфокарт, связанных в цепь.

    Александр Петров

    12 апреля 1805 года император Наполеон Бонапарт с супругой посетили Лион. Крупнейший в стране центр ткачества в XVI—XVIII веках изрядно пострадал от Революции и пребывал в плачевном состоянии. Большинство мануфактур разорились, производство стояло, а международный рынок все больше заполнял английский текстиль. Желая поддержать лионских мастеров, в 1804 году Наполеон разместил здесь крупный заказ на сукно, а годом позже прибыл в город лично. В ходе визита император посетил мастерскую некоего Жозефа Жаккара, изобретателя, где императору продемонстрировали удивительную машину. Установленная поверх обыкновенного ткацкого станка громада позвякивала длинной лентой из дырчатых жестяных пластин, а из станка тянулось, накручиваясь на вал, шелковое полотно с изысканнейшим узором. При этом никакого мастера не требовалось: машина работала сама по себе, а обслуживать ее, как объяснили императору, вполне мог даже подмастерье.


    1728. Станок Фалькона. Жан-Батист Фалькон создал свою машину на основе первого подобного станка конструкции Базиля Бушона. Он первым придумал систему картонных перфокарт, связанных в цепь.

    Наполеону машина понравилась. Несколькими днями позже он распорядился передать патент Жаккара на ткацкую машину в общественное пользование, самому же изобретателю положить ежегодную пенсию в 3000 франков и право получать небольшое, в 50 франков, отчисление с каждого станка во Франции, на котором стояла его машина. Впрочем, в итоге это отчисление сложилось в весомую сумму — к 1812 году новым приспособлением было оборудовано 18000 ткацких станков, а в 1825-го — уже 30000.

    Изобретатель прожил остаток дней в достатке, умер он в 1834 году, а шесть лет спустя благодарные горожане Лиона поставили Жаккару памятник на том самом месте, где когда-то была его мастерская. Жаккарова (или, в старой транскрипции, «жаккардова») машина была важным кирпичиком в фундаменте промышленной революции, не менее важным, чем железная дорога или паровой котел. Но не все в этой истории просто и безоблачно. Например, «благодарные» лионцы, впоследствии почтившие Жаккара памятником, сломали его первый незаконченный станок и несколько раз покушались на его жизнь. Да и машину, если говорить по правде, изобрел вовсе не он.


    1900. Ткацкий цех. Этот снимок сделан более века назад в заводском цеху ткацкой фабрики города Дарвела (Восточный Эйршир, Шотландия). Многие ткацкие цеха выглядят так и по сей день — не потому что хозяева фабрик жалеют средства на модернизацию, а потому что жаккардовы станки тех лет по‑прежнему остаются наиболее универсальными и удобными.

    Как работала машина

    Для понимания революционной новизны изобретения необходимо в общих чертах представлять принцип работы ткацкого станка. Если рассмотреть ткань, можно увидеть, что она состоит из плотно переплетенных продольных и поперечных нитей. В процессе изготовления продольные нити (основа) протягиваются вдоль станка; половина из них через одну крепятся к рамке-«ремизке», другая половина — к другой такой же рамке. Эти две рамки перемещаются вверх-вниз друг относительно друг друга, разводя нити основы, и в образовавшийся зев туда-сюда снует челнок, тянущий поперечную нить (уток). В результате получается простейшее полотно с нитями, переплетенными через одну. Рамок-ремизок может быть больше двух, и двигаться они могут в сложной последовательности, поднимая или опуская нити группами, отчего на поверхности ткани образуется узор. Но количество рамок все равно невелико, редко когда бывает больше 32, поэтому узор получается простым, регулярно повторяющимся.

    На жаккардовом станке рамок нет вообще. Каждая нить может перемещаться отдельно от других с помощью цепляющего ее стержня с кольцом. Поэтому на полотне можно выткать узор любой степени сложности, даже картину. Последовательность движения нитей задается с помощью длинной зацикленной ленты перфокарт, каждая карта соответствует одному проходу челнока. Карта прижимается к"считывающим" проволочным щупам, часть из них уходит в отверстия и остается неподвижной, остальные утапливаются картой вниз. Щупы связаны со стержнями, управляющими движением нитей.


    Сложноузорчатые холсты умели ткать и до Жаккара, но это было по силам только лучшим мастерам, и работа была адская. Внутрь станка забирался работник-дергальщик и по команде мастера вручную поднимал или опускал отдельные нити основы, количество которых иногда исчислялось сотнями. Процесс был очень медленным, требовал постоянно сосредоточенного внимания, и неизбежно случались ошибки. Кроме того, переоснащение станка с одного сложноузорчатого холста на другую работу растягивалось иногда на многие дни. Станок Жаккара делал работу быстро, без ошибок — и сам. Единственным трудным делом теперь было набивать перфокарты. На производство одного комплекта уходили недели, зато однажды изготовленные карты могли использоваться снова и снова.

    Предшественники

    Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.


    Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.

    Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по‑прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.


    1841. Ткацкая мастерская Каркилля. Тканый рисунок (сделан в 1844 году) изображает сцену, произошедшую 24 августа 1841 года. Месье Каркилля, владелец мастерской, дарит герцогу д’Омалю полотно с портретом Жозефа Мари Жаккара, вытканное таким же образом в 1839 году. Тонкость работы невероятна: детали мельче, чем на гравюрах.

    Удачи и неудачи Жозефа Жаккара

    Жозеф Мари Жаккар родился в 1752 году в предместье Лиона в семье потомственных канутов — ткачей, работавших с шелком. Он был обучен всем премудростям ремесла, помогал отцу в мастерской и после смерти родителя унаследовал дело, однако ткачеством занялся далеко не сразу. Жозеф успел сменить множество профессий, был судим за долги, женился, а после осады Лиона ушел солдатом с революционной армией, взяв с собой шестнадцатилетнего сына. И лишь после того как сын погиб в одном из сражений, Жаккар решил вернуться к фамильному делу.


    Он возвратился в Лион и открыл ткацкую мастерскую. Однако бизнес был не слишком успешен, и Жаккар увлекся изобретательством. Он решил сделать машину, которая превзошла бы творения Бушона и Фалькона, была бы достаточно простой и дешевой и при этом могла делать шелковое полотно, не уступающее по качеству сотканному вручную. Поначалу конструкции, выходившие из-под его рук, были не слишком удачными. Первая машина Жаккара, которая заработала как надо, делала не шелк, а… рыбацкие сети. В газете он прочел, что английское Королевское общество поддержки искусств объявило конкурс на изготовление такого приспособления. Награду от британцев он так и не получил, однако его детищем заинтересовались во Франции и даже пригласили на промышленную выставку в Париж. Это была знаковая поездка. Во‑первых, на Жаккара обратили внимание, он обзавелся нужными связями и даже раздобыл денег на дальнейшие изыскания, а во-вторых, он посетил Музей искусств и ремесел, где стоял ткацкий станок Жака де Вокансона. Жаккар увидел его, и недостающие детали встали на свои места в его воображении: он понял, как должна работать его машина.

    Своими разработками Жаккар привлек к себе внимание не только парижских академиков. Лионские ткачи быстро смекнули, какую угрозу таит в себе новое изобретение. В Лионе, население которого к началу XIX века едва ли насчитывало 100000, в ткацкой промышленности работало более 30000 человек — то есть каждый третий житель города был если не мастером, то работником или подмастерьем при ткацкой мастерской. Попытка упростить процесс изготовления тканей лишила бы многих работы.

    Невероятная точность станка Жаккара

    Известная картина «Визит герцога д’Омаля в ткацкую мастерскую господина Каркилля» — вовсе не гравюра, как может показаться, — рисунок полностью выткан на станке, оборудованном жаккардовой машиной. Размер холста — 109 х 87 см, работу выполнил, собственно, мастер Мишель-Мари Каркилля для фирмы «Дидье, Пти и Си». Процесс mis en carte — или программирования изображения на перфокартах — длился много месяцев, причем занимались этим несколько человек, а само изготовление полотна заняло 8 часов. Лента из 24.000 (более 1000 двоичных ячеек на каждой) перфокарт была длиной в милю. Картину воспроизводили только по специальным заказам, известно о нескольких полотнах подобного типа, хранящихся в разных музеях мира. А один вытканный таким образом портрет Жаккара заказал себе декан кафедры математики Кембриджского университета Чарльз Бэббидж. К слову, герцог д’Омаль, изображённый на полотне — не кто иной как младший сын последнего короля Франции Луи-Филиппа I.

    В итоге одним прекрасным утром в мастерскую Жаккара пришла толпа и сломала все то, что он строил. Самому изобретателю строго наказали оставить недоброе и заняться ремеслом, по примеру покойного отца. Вопреки увещеваниям братьев по цеху Жаккар не бросил своих изысканий, однако теперь ему приходилось работать скрытно, и следующую машину он закончил только к 1804 году. Жаккар получил патент и даже медаль, однако самостоятельно торговать «умными» станками остерегся и по совету негоцианта Габриэля Детилле нижайше просил императора передать изобретение в общественную собственность города Лиона. Император удовлетворил просьбу, а изобретателя наградил. Окончание истории вам известно.

    Эпоха перфокарт

    Сам принцип жаккардовой машины — возможность менять последовательность работы станка, загружая в него новые карты — был революционным. Сейчас мы называем это словом «программирование». Очередность действий для жаккардовой машины задавалась двоичной последовательностью: есть отверстие — нет отверстия.


    1824. Разностная машина. Бэббиджа Первый опыт постройки Чарльзом Бэббиджем аналитической машины был неудачным. Громоздкое механическое устройство, представляющее собой совокупность валов и шестерней, вычисляло довольно точно, но требовало слишком сложного обслуживания и высокой квалификации оператора.

    Вскоре после того как жаккардова машина получила широкое распространение, перфорированные карты (а также перфорированные ленты и диски) стали применять в разнообразных устройствах.

    Челночный станок

    На начало XIX века основным видом автоматического ткацкого устройства был челночный станок. Устроен он был довольно просто: вертикально натягивались нити основы, а пулеобразный челнок летал между ними туда и обратно, протаскивая через основу поперечную (уточную) нить. Испокон веков челнок протаскивался руками, в XVIII веке этот процесс был автоматизирован; челнок «выстреливался» с одной стороны, принимался другой, разворачивался — и процесс повторялся. Зев (расстояние между нитями основы) для пролета челнока обеспечивался с помощью бердо — ткацкого гребня, который отделял одну часть нитей основы от другой и приподнимал ее.

    Но, пожалуй, самое известное из таких изобретений- и самое знаковое на пути от ткацкого станка к компьютеру- это «аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа. В 1834 году Бэббидж, математик, вдохновленный опытом Жаккара с перфокартами, начал работу над автоматическим устройством для выполнения широкого спектра математических задач. До этого он имел неудачный опыт постройки «разностной машины», громоздкого 14-тонного чудовища, заполненного шестеренками; принцип обработки цифровых данных с помощью шестеренок использовался со времен Паскаля, и вот теперь на смену им должны были прийти перфокарты.


    1890. Табулятор Холлерита. Табулирующая машина Германа Холлерита была построена для обработки результатов всеамериканской переписи населения 1890 года. Но оказалось, что возможности машины выходят далеко за рамки поставленной задачи.

    В аналитической машине присутствовало все, что есть в современном компьютере: процессор для выполнения математических операций («мельница»), память («склад»), где хранились значения переменных и промежуточные результаты операций, было центральное управляющее устройство, которое также выполняло функции ввода-вывода. В аналитической машине должны были использоваться перфокарты двух типов: большого формата, для хранения чисел, и поменьше — программные. Бэббидж работал над своим изобретением 17 лет, но так и не смог его закончить — не хватило денег. Действующую модель «аналитической машины» Бэббиджа построили только в 1906 году, поэтому непосредственным предшественником компьютеров стала не она, а устройства, называемые табуляторами.


    Табулятор — это машина для обработки больших объемов статистической информации, текстовой и цифровой; информация вводилась в табулятор при помощи огромного количества перфокарт. Первые табуляторы были разработаны и созданы для нужд американского офиса переписи населения, но вскоре их использовали уже для решения самых разных задач. С самого начала одним из лидеров в этой сфере стала компания Германа Холлерита, человека, который изобрел и изготовил в 1890 году первую электронную табулирующую машину. В 1924 году компания Холлерита была переименована в IBM.

    Когда на смену табуляторам пришли первые ЭВМ, принцип управления с помощью перфокарт сохранился и здесь. Куда удобнее было загружать в машину данные и программы с помощью карточек, нежели переключая многочисленные тумблеры. Кое-где перфокарты используются и по сей день. Таким образом, почти 200 лет главным языком, на котором человек общался с «умными» машинами, оставался язык перфокарт.

    Статья «Ткацкий станок, прадедушка компьютеров» опубликована в журнале «Популярная механика» (